Информация о применяемых федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях
01 сентября 2023 года МБОУ "Гимназия №2" переходит на обучение по Федеральые образовательные программы (ФОП) начального общего, основного общего , среднего общего образования . 1-4 классы, 5-6 , 10 классы переходят на обучение по учебным планам, соотвествующим ФОП, 8-9, 11 класс в 2023-2024 учебном году будут обучаться по учебным планам, соответствующим ФГОС среднего общего образования до вступления в силу изменений 2022 года. ФООП начального общего, основного общего и среднего общего образования одобрены Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол №9/22 от 14.11.22, Протокол №10/22 от 21.11.22).
Федеральная основная общеобразовательная программа - учебно-методическая документация, определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы введения ФОП
Документы федерального уровня
ФОП НОО
- В целевом разделе ФОП НОО добавили условие формирования индивидуальных учебных планов, в том числе для ускоренного обучения. В них объем дневной и недельной учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий, расписание занятий, объем домашних заданий должны соответствовать требованиям, предусмотренным Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
- Чуть скорректировали элементы внутренней и внешней оценки. Теперь внутренняя оценка включает:
- стартовую диагностику;
- текущую и тематическую оценки;
- итоговую оценку;
- промежуточную аттестацию;
- психолого-педагогическое наблюдение;
- внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
- Ранее в перечне было портфолио и отсутствовала промежуточная аттестация.
- Внешняя оценка теперь включает независимую оценку качества подготовки обучающихся и итоговую аттестацию. Минпросвещения удалило те процедуры, на которые школа не может повлиять, например мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
- Удалили фразу о том, что для оценки предметных результатов освоения ООП НОО используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность.
- В содержательном разделе добавили 135 федеральных рабочих программ по родным языкам субъектов РФ с разделением на родной и государственный языки, а также по литературному чтению на родном языке субъектов РФ. Появились и федеральные рабочие программы:
- по иностранным языкам – английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому;
- математике;
- ОРКСЭ;
- изобразительному искусству;
- музыке;
- технологии;
- физкультуре.
- В федеральном учебном плане фразу о 30-дневной общей продолжительности каникул заменили на характеристику учебных периодов. Их продолжительность составляет в первом полугодии не более 8 учебных недель, во втором – не более 10 недель. Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.
- В федеральном календарном учебном графике установили, что учебный год в образовательной организации заканчивается 26 мая, а не 20 мая, как было в предыдущей версии ФОП НОО. Добавили, что третья четверть длится 11 учебных недель для 2–4-х классов и 10 – для 1-х классов. Четвертая четверть – 7 учебных недель (для 1–4-х классов).
- Дописали пояснение к триместровому планированию учебных периодов. Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование периодов учебы и каникул в течение учебного года – 5–6 недель учебных периодов чередуются с недельными каникулами.
- В федеральный календарный план воспитательной работы дописали дату 10 сентября: Международный день памяти жертв фашизма. Скорректировали название памятной даты 27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
ФОП ООО
- В целевом разделе ФОП ООО изменили составляющие внутренней и внешней оценки результатов освоения ООП. Теперь внутренняя оценка включает:
- стартовую диагностику;
- текущую и тематическую оценку;
- итоговую оценку;
- промежуточную аттестацию;
- психолого-педагогическое наблюдение;
- внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
- Ранее в перечне отсутствовала промежуточная аттестация и итоговая оценка.
- Внешняя оценка теперь включает независимую оценку качества подготовки обучающихся и итоговую аттестацию. Минпросвещения удалило те процедуры, на которые школа не может повлиять – мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
- Добавили, что достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности школы и образовательных систем разного уровня.
- При оценке метапредметных результатов теперь не надо оценивать у учеников овладение системой междисциплинарных (межпредметных) понятий.
- Удалили фразу о том, что для оценки предметных результатов освоения ООП ООО используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность.
- Стартовую диагностику теперь предложили проводить в первый год изучения предмета на уровне основного общего образования и использовать как основу для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. Ранее ее предлагали проводить только в 5-х классах.
- В содержательный раздел добавили 115 федеральных рабочих программ по родным языкам субъектов РФ с разделением на родной и государственный языки, а также по литературному чтению на родном языке субъектов РФ. Появились и федеральные рабочие программы:
- по иностранным языкам – английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому;
- вторым иностранным языкам – английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому;
- математике – базовый и углубленный уровень;
- информатике – базовый и углубленный уровень;
- физике – базовый и углубленный уровень;
- химии – базовый и углубленный уровень;
- биологии – базовый и углубленный уровень;
- ОДНКНР;
- изобразительному искусству;
- музыке;
- технологии;
- физкультуре.
- В федеральной программе воспитания разделили гражданское и патриотическое воспитание на два самостоятельных направления. Изменили содержание духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового и экологического воспитания, а также ценностей научного познания. Указали более детальные и глубокие характеристики.
- В федеральном учебном плане фразу о 30-дневной общей продолжительности каникул заменили на характеристику учебных периодов. Их продолжительность составляет в первом полугодии не более 8 учебных недель, во втором – не более 10 недель. Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.
- В сетке часов первого варианта федерального учебного плана удалили «Родной язык» из предметной области «Русский язык и литература». Видимо, изначально он оказался там ошибочно, так как часы по нему не распределяли.
- В федеральном календарном учебном графике установили, что учебный год в образовательной организации заканчивается 26 мая, а не 20 мая, как было в предыдущей версии ФОП ООО. Теперь третья четверть длится 11 учебных недель, а четвертая – 7.
- Дописали пояснение к триместровому планированию учебных периодов. Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование периодов учебы и каникул в течение учебного года – 5–6 недель учебных периодов чередуются с недельными каникулами.
- В федеральный календарный план воспитательнойработы дописали даты:
- 10 сентября: Международный день памяти жертв фашизма;
- 19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.
- Скорректировали название памятной даты 27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. День физкультурника теперь отмечается во вторую субботу августа, поскольку 12 августа на этот день выпадает только в 2023 году.
ФОП СОО
- В целевом разделе ФОП СОО скорректировали элементы внутренней и внешней оценки аналогично ФОП НОО и ООО. Теперь внутренняя оценка включает:
- стартовую диагностику;
- текущую и тематическую оценку;
- итоговую оценку;
- промежуточную аттестацию;
- психолого-педагогическое наблюдение;
- внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
- Ранее в перечне отсутствовала промежуточная аттестация.
- Внешняя оценка теперь включает независимую оценку качества подготовки обучающихся и итоговую аттестацию. Минпросвещения удалило те процедуры, на которые школа не может повлиять, например мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней. Соответственно, изменили и детали оценки личностных результатов освоения ООП.
- Удалили фразу о том, что для оценки предметных результатов освоения ООП СОО используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность.
- В содержательный раздел добавили 73 федеральных рабочих программы по родным языкам субъектов РФ с разделением на родной и государственный языки, а также по литературному чтению на родном языке субъектов РФ. Появились и федеральные рабочие программы:
- по иностранным языкам на базовом и углубленном уровне – английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому;
- вторым иностранным языкам – английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому;
- математике – базовый и углубленный уровень;
- информатике – базовый и углубленный уровень;
- физике – базовый и углубленный уровень;
- химии – базовый и углубленный уровень;
- биологии – базовый и углубленный уровень;
- истории, обществознанию, географии – для углубленного уровня;
- физкультуре.
- В федеральной программе воспитания разделили гражданское и патриотическое воспитание на два самостоятельных направления. Изменили содержание духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового и экологического воспитания, а также ценностей научного познания. Суть не поменялась, но добавили более детальные и глубокие характеристики.
- В подразделе с федеральными учебными планами поменяли местами сетки часов планов социально-экономического профиля (вариант 2) и социально-экономического профиля (вариант 3 с углубленным изучением обществознания и географии).
- Добавили часы на изучение родного языка в примеры учебных планов с изучением родных языков:
- технологического (инженерного) профиля (с углубленным изучением математики и физики);
- технологического (информационно-технологического) профиля (с углубленным изучением математики и информатики);
- социально-экономического профиля.
- В федеральном календарном учебном графике указали, что учебный год в образовательной организации заканчивается 26 мая, а не 20 мая, как было в предыдущей версии ФОП СОО.
- Изменили продолжительность четвертей. Теперь третья четверть длится 11 учебных недель, а четвертая – 7. Ранее устанавливали 10 и 8 недель соответственно.
- Дописали пояснение к триместровому планированию учебных периодов. Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование периодов учебы и каникул в течение учебного года – 5–6 недель учебных периодов чередуются с недельными каникулами.
- В федеральный календарный план воспитательнойработы дописали даты:
- 10 сентября: Международный день памяти жертв фашизма;
- 19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.
- Скорректировали название памятной даты 27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Посмотреть Федеральные рабочие программы ФОП ФРП на 2023-2024 учебный год
О ПРИМЕНЯЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ С ПРИЛОЖЕНИЕМ ИХ КОПИЙ И (ИЛИ) РАЗМЕЩЕНИЕМ
ФГОС — Федеральные государственные образовательные стандарты – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Стандарт включает 3 вида требований:
1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
МБОУ «Гимназия №2"» реализует следующие федеральные государственные образовательные стандарты:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
Федеральный государственный стандарт основного общего образования
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования” (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675)
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования
- Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован 07. 06. 2012 г. N 24480)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413” (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034)
ОБ УТВЕРЖДЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ С ПРИЛОЖЕНИЕМ ИХ КОПИЙ (ЕСЛИ УТВЕРЖДЕНЫ В ОУ)
Стандарты, самостоятельно устанавливающие требования, отсутствуют
Федеральные государственные требования (ФГТ) не применяются.
Дополнительная информация:
Сайт Федерального Государственного Образовательного Стандарта
Обновленный ФГОС-2021
Министерством просвещения РФ утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно):
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании школами программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.
С 1 сентября 2022 года действовают ФГОС, а обучающиеся первых и пятых классов в 2022 году учатся уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
ЕДИНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (информационные ресурсы)
https://edsoo.ru/
Примерные рабочие программы https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
Конструктор учебных программ https://edsoo.ru/constructor/
Учебные предметы https://edsoo.ru/study-subject/
Типовой комплект методических документов: https://edsoo.ru/Tipovoj_komplekt_metodich_16.htm
Телефоны "горячей линии" департамента образования по вопросам введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования